Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»
ФГБОУ ДПО «ТИПКА»

ru tt en de fr it


ИСТОРИЯ

Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного образования

«Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»

Сельское хозяйство всегда являлось сложнейшей системой, в которой одновременно взаимодействуют взаимообуславливающие и взаимодополняющие друг друга подсистемы и законы – природно-климатические, биологические, экономические и другие составляющие. Без познания объективных законов их развития, тенденций сохранить и развить всю эту систему, обеспечить производство достаточных объемов продукции сельского хозяйства и его экономики невозможно.

Для этого требуются адекватные знания, использование которых позволят сельскому населению эффективно использовать искусственное плодородие. Здесь то в полной мере и реализуются народные мудрости такие как, «знание – сила», «сколько знаешь – столько и можешь».

Опираясь на вышеизложенное можно объяснить столетиями низкие урожаи сельскохозяйственных культур в дореволюционной России, а также и в современных реалиях.

Доля сельского населения России в 1913 году составляла 85,5%, которое было практически безграмотное, хозяйство велось за счет увеличения площадей, поголовья скота, птицы, интуитивно, подвергалось постоянно засухе и другим негативным явлениям, что приводило большинство населения к голодному существованию.

Выходом из данного положения стало принятие 26 декабря 1919 года Советом народных комиссаров Декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в соответствии с которым всё население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте в открываемых во всех населенных пунктах школах грамоты – ликбезах.

Голод 1921 года, реализация новой экономической политики (НЭП), организация колхозов и совхозов ускорили образовательные процессы, создание различных курсов по подготовке кадров массовых профессий, специалистов, руководителей хозяйств.

    

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Так на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б) были приняты меры по ускорению подготовки кадров для народного хозяйства. Принято решение о создании специальных учебных заведений новых профилей, готовивших специалистов для заново создававшихся в стране отраслей промышленности, таких, как авиационная, автотракторная, станкостроительная, химического и сельскохозяйственного машиностроения и многих других. В постановлениях XVI съезда партии, состоявшегося в 1930 г., отмечалось, что нужно развивать краткосрочные формы подготовки и переподготовки кадров. Поэтому подготовка новых технических кадров из среды рабочих и трудящихся, крестьян приобрела исключительную актуальность.

Так, на протяжении 1932-1933 годов в системе аграрного министерства ТАССР было организовано 7 межрайонных колхозных школ, в которых обучали и вели переподготовку по массовым профессиям – полеводов, животноводов, счетоводов, пчеловодов, бригадиров. В связи с отсутствием в этих школах материально-технической базы для подготовки механизаторов и инженерно-технических кадров на базе Верхне-Волжского центра Народного комитета земледелия ТАССР в октябре 1932 года создаются курсы повышения квалификации кадров сельского хозяйства, деятельность которых не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны.

  

Таким образом, истоки Татарского института переподготовки кадров агробизнеса, как системы переподготовки кадров для сельского хозяйства, берут свое начало еще в период организации колхозов и совхозов, что даёт основания говорить более чем о 90-летней истории институализации переподготовки кадров для аграрной сферы республики.

В целях дальнейшего развития подготовки кадров в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1947 г. «О подготовке руководящих кадров колхозов» были организованы 6-ти месячные курсы по переподготовке председателей колхозов при Татарской двухгодичной государственной школе по подготовке руководящих сельских кадров.

Усложнение сельскохозяйственного производства вызывало диверсификацию и расширение номенклатуры специальностей. К примеру, приказ по Министерству Сельского Хозяйства Татарской АССР № 773К от 3 декабря 1948 года «Об организации двухнедельных курсов для подготовки звеньевых по лесопосадкам в колхозах» расширял переподготовку кадров.

С возникновением новых направлений в развитии сельского строительства появилась необходимость усилить материально-техническую базу школ, совершенствовать формы и сроки обучения. Исходя из данной потребности, в 1961 году была организована одногодичная школа подготовки и повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20.12.1962 года №1322 Бюро Татарского обкома КПСС 15 января 1966 года принимает решение «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства», в данном решении было предусмотрено организация школы по переподготовке кадров колхозов и совхозов. В 1976 году создается Татарская школа управления сельским хозяйством, которая в период создания Госагропрома республики (1986 год) переименовывается в «Школу управления АПК».

В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 мая 1992 года № 275 «О реорганизации школы управления АПК», Школа управления агропромышленным комплексом преобразовывается в «Татарский институт переподготовки кадров и агробизнеса», что даёт нам возможность в 2022 году отпраздновать свой 30-ти летний юбилей.

  

В дальнейшем институт неоднократно менял своё название:

• приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 502 институт преобразуется в ФГБОУ ДПОС «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»;

• приказом Минсельхоза России от 25 мая 2011 года № 136 институт переименован в ФГБОУ ДПОС «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»;

• приказом Минсельхоза России от 29 января 2015 года № 21-у переименован в ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса.

Таковы этапы становления и 30-ти летного развития одного из ведущих центров дополнительного профессионального аграрного образования страны.

За этот период институт успешно возглавляли такие ректоры, как:

1. Ахмадеев Марсил Гумерович, с 1992 по 1995 годы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан.

2. Шарипов Салимзян Ахтямович, с 1995 по 2013 годы, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреат Государственной премии в области науки и техники.

3. Якушкин Николай Михайлович, с 2013 по 2019 годы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники.

4. Титов Николай Леонидович, с 2019 года по настоящее время, заслуженный работник сельского хозяйства Республики Татарстан.

Ахмадеев М.Г.

Шарипов С.А

Якушкин Н.М.

Титов Н.Л.

 Все ректоры внесли неоценимый, достойный вклад в сохранении и развитии, формировании профессиональной команды профессорско-преподавательского состава, сотрудников, материально-технической базы и всей инфраструктуры института.

В настоящее время институт является одним из ведущих центров дополнительного профессионального аграрного образования страны, занимается учебной, научной, инновационной, методической и консалтинговой деятельностью.

Основная цель института в современных условиях заключается в формировании конкурентоспособного научно-образовательного и консалтингового центра, обеспечивающего устойчивое развитие аграрной сферы, занимающегося профессиональной переподготовкой и повышением квалификации руководителей и специалистов АПК в течение всего периода их трудовой деятельности.

Главными задачами Института являются:

• организация и проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий АПК, всех форм хозяйствования, включая ЛПХ, с использованием новейших достижений науки, лучших практик;

• обеспечение роста профессионализма и компетенции кадров, их современной подготовки к выполнению новых трудовых функций, внедрения передовых технологий, профессиональных стандартов в условиях цифровизации отрасли;

• организация и проведение научных исследований, консультационно-внедренческой деятельности с последующим практическим и методическим сопровождением в интересах заказчика;

• подготовка к сертификации органического производства, последующее практическое и методическое сопровождение;

• увеличение производства и продвижение конкурентоспособной продукции животноводства и растениеводства, включая экспортные поставки.

Для реализации поставленных задач в институте выстроена современная система, ориентированная на коммерциализацию и полномасштабную реализацию образовательного, учебно-методического, научного потенциала в интересах устойчивого развития института и аграрной сферы экономики.

Институт осуществляет образовательную деятельность в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования:

1. В сфере высшего образования по подготовке кадров вышей квалификации – Аспирантура по 4 научным специальностям:

• 35.06.01 – Сельское хозяйство;

• 35.06.04 – Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве;

• 36.06.01 – Ветеринария и зоотехния;

• 38.06.01 – Экономика.

С 1 сентября 2022 года образовательная деятельность в сфере высшего образования по подготовке кадров вышей квалификации – Аспирантура в связи с изменением наименований образовательных программ, предусмотренных номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, будет осуществляться:

• 4.1.1 – Общее земледелие и растениеводство;

• 4.2.4 – Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства

• 4.3.1 – Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса;

• 5.2.3 – Региональная и отраслевая экономика.

В настоящее время обучение проходят 43 аспиранта.

2. В сфере дополнительного профессионального образования:

• профессиональная переподготовка проводится по 22 программам профессиональной переподготовки;

• повышения квалификации ведётся по более 40 программам повышения квалификации.

Ежегодно профессиональную переподготовку проходят свыше 2,5 тысяч слушателей.

  

Особенностью обучения является сбалансированное сочетание теоретического и практико-ориентированного образования в режимах online и offline.

Важнейшими системными результатами за последние годы на уровне института стали:

• устойчивая конкурентоспособность института на рынках образовательных услуги труда;

• более высокая доступность качественного дополнительного профессионального образования для работников системы АПК, в том числе по новым направлениям – управление бизнес-процессами, персоналом, метрология, сельское предпринимательство;

• сформированы механизмы обеспечения финансово-экономической, инфраструктурной устойчивости института;

• увеличение объема средств, поступающих по договорам с предприятиями на выполнение НИР (оказание научно-исследовательских услуг);

• повышение социального статуса и социальной мобильности преподавателей;

• рост числа обучающихся на коммерческой основе;

• доведение соотношения практических и лекционных занятий в пропорции 70 на 30%;

• эффективно работает учебно-методический центр «Органика».

Существенно повышена конкурентоспособность института на рынках образовательных услуг за счет внедрения и дальнейшего  развития и совершенствования системы «Электронного института», информатизации всех сфер деятельности института, сопровождение учебного процесса мультимедийными, дистанционными, учебными ресурсами (создание, хранение, демонстрация), взаимодействие преподавателей и обучающихся посредством портальных технологий, электронно-библиотечной системы глобальной системы, а также обеспечение доступа к подписным библиотечным ресурсам, внедрение электронного документооборота и средств поддержки сферы управления института.

В институте работают сильные научно-педагогические кадры, хорошо развита инфраструктура, научно-издательская деятельность. Число публикаций: на elibrary.ru-472; публикаций в РИНЦ-444; публикаций, входящих в ядро РИНЦ-116. Индекс Хирша по всем публикациям: на elibrary.ru-19; по публикациям в РИНЦ-17; по ядру РИНЦ-6. Среднее число цитирований в расчете на одного автора-13,50.

  

Только за 2020-2022 годы изданы 9 монографий, 7 учебных и учебно-методических пособий (научно-практических), опубликовано более 150 научных статей в различных научных изданиях. Подготовлены и успешно защищены по различным научным специальностям, 1-доктор наук, 4-кандидата наук.

  

Для повышения имиджа института и обмена опытом профессорско-преподавательского состава института с ведущими российскими и зарубежными учёными, особое внимание уделяется организации и проведению Международных научно-практических конференций, так за 30-тилетие в институте проведено: 18 – Международных; 6 – Всероссийских; 2 – Региональные научно-практические конференций. Ежегодно вузом проводятся специализированные семинары и круглые столы, где принимают участие около 3 тыс. научных работников, специалистов АПК и глав поселений.



АДРЕС

420059 Республика Татарстан
г.Казань, Оренбургский тракт, 8

КОНТАКТЫ

Email: tipkia@mail.ru
Приемная - (843) 277-51-86
Учебная часть - (843) 277-81-67
Общежитие - (843) 277-81-57


РЕЖИМ РАБОТЫ ИНСТИТУТА


рабочее время с 8 до 17 часов
перерыв на обед с 12 до 12.45



Copyright (c) 2016 Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса
Яндекс.Метрика
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.  Согласен  Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.