Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»
ФГБОУ ДПО «ТИПКА»

ru tt en de fr it


Новости

Органический российский сектор нуждается в стратегии и господдержке

Рынок органики сегодня живет в системе случайностей, считает Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. Органические производители убеждены, что в нынешней ситуации необходимо как можно быстрее разработать стратегию развития органического сектора и масштабную программу господдержки.

На сегодняшний день в России работает более 190 производителей органики, из них 105 компаний прошли российскую сертификацию и входят в реестр Минсельхоза РФ – это неплохие результаты за два года действия закона об органике. По оценкам экспертов сектора, сейчас органический рынок России превысил отметку в 220 млн евро (правда, в основном за счет импортной органики – ее на полках ритейла до 80%). Чтобы заполнить органическую полку ритейла, не боясь спада импортных поставок органики, России нужно иметь 3-5 тысяч органических компаний.  Но чтобы рынок органики развивался и дальше, необходима стратегия.

Вопрос разработки Стратегии органического сельскохозяйственного производства до 2030 года поднимался в апреле 2022 года на заседании рабочей группы по мониторингу реализации положений закона об органике в Совете Федерации. «С учетом сложившейся ситуации санкционного давления представляется необходимым оказать должную государственную поддержку данной подотрасли АПК», — подчеркнул первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.

Появления стратегии ждали еще в 2020 году, после вступления в силу столь нужного закона об органическом производстве. Как рассказывает исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко, в октябре того же 2020 года в Совете Федерации – на заседании рабочей группы комитета по агрополитике СФ, по инициативе НОС, было наконец принято решение о ее разработке, но потом все застопорилось, и дальше процесс шел вяло. В апреле же на заседании в Совфеде полный текст стратегии не был представлен, поэтому пока неясно, когда и в каком виде Стратегия будет принята.

Зачем нужна стратегия? «Мы все время настаивали, что Стратегия должна быть не теоретическим, а практическим документом, необходимо дать основополагающие моменты для регионов и секторов, как государство будет помогать отрасли», - говорит исполнительный директор НОС. Например, если развивать образовательный вектор в органическом сельхозпроизводстве, то нельзя просто обучать будущих специалистов-органиков без продумывания кадрового вопроса – где такие специалисты требуются, где они будут работать. Вузам нужен сформированный государственный и частный заказ на подготовку специалистов. Или, скажем, чтобы вводить в оборот органические земли, нужно рассчитать, кто на них будет работать, что на них будут выращивать, какая понадобится инфраструктура.

Еще одна большая надежда возлагалась на стратегию с точки зрения разработки федеральных и региональных государственных программ поддержки сектора. «Мы убеждены, что более 80% регионов страны без федеральной поддержки не смогут запустить свои региональные программы поддержки органического сельского хозяйства», - замечает Олег Мироненко. Да, пока конкретных федеральных мер господдержки органического производства нет. Уже существующие программы поддержки сельхозпроизводителей для органики не подходят, у этого сектора своя специфика.

Сегодня поддержка осуществляется не более чем в 10 субъектах РФ, без единого понимания, как же надо помогать органическому сектору. Воронежская область вышла в лидеры: здесь на 100 процентов субсидируют сертификацию, на 50 процентов  - покупку биоудобрений, планируется  повысить размер политровой и погектарной поддержки. В Томской области решили поддержать экспорт органики, учитывая большой объем этого направления в регионе. Есть те или иные варианты поддержки в Белгородской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан и Мордовии.

Органические производители давно отмечают необходимость введения конкретных мер господдержки. «Действительно, необходимо уравнять условия работы производителей в классическом сельском хозяйстве и в органическом, - отмечает Елена Яшаева, генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга».(органический бренд «Углече Поле) – Органикам нужна дотация на сертификацию – такой статьи расходов в индустриальном (классическом) сельском хозяйстве нет, а процедура затратная. Кроме того, в классическом сельском хозяйстве есть дотации на покупку химических удобрений. Значит, органики имеют право на дотации на закупку биопрепаратов и биоудобрений. Нужна и погектарная поддержка, особенно в период конверсии, причем ее стоит увеличить в 3 -5 раз по сравнению с классической поддержкой, для предприятий, которые захотели перейти в органику и находятся в конверсионном периоде, который весьма затратен и несет в себе потери. По той же причине в этот период важна политровая поддержка – при производстве органического молока надои падают на 30 процентов, значит, нужно компенсировать издержки».

Илья Калеткин, основатель и руководитель компании «Аривера», убежден, что господдержка нужна: «Например, сейчас есть практика применения повышенного коэффициента несвязанной поддержки производства органического сырья в некоторых регионах (в частности, у нас в Мордовии). Вообще, хотелось бы, чтобы распределение федеральной поддержки производства органики было передано местным региональным властям.  И конечно, чтобы в решения этих вопросов были вовлечены отраслевые союзы и сами производители, ведь они лучше всего знают, для кого из коллег органика - вопрос дела своей жизни, а для кого просто конъюнктура». По мнению Ильи Калеткина, нужно внимательно рассматривать длинные инвестиционные проекты, чтобы стимулировать развитие органики.

Но, подчеркивает Илья Калеткин, важно, чтобы и сам производитель вкладывался в производство, чтобы чувствовать ответственность: «Ничто так серьезно не влияет на принятие решений в бизнесе, как инвестиции в проект своих собственных денег. Предприниматель должен вкладывать свой рубль, которым рискует».

В нынешней непростой ситуации это становится стратегически важным вопросом для государства: российское сельское хозяйство, органическое в том числе, нужно поддерживать. Органические производители уверены, что, учитывая сегодняшние реалии, государство будет решать этот вопрос более оперативно. «Но пока рынок органики не получает векторов развития и развивается в системе случайностей, - замечает Олег Мироненко. - Если не будет стратегии, мы будем постоянно жить по принципу «латания дыр», решая лишь небольшие локальные проблемы и отчитываясь за маленькие победы. Сегодня органическое сельское хозяйство развивается скорее вопреки, а не благодаря. Когда оно будет развиваться благодаря реальной поддержке государства, тогда мы увидим рост числа производителей и рост количества товаров на полке».

Департамент по связям с общественностью и СМИ

Источник: Журнал «Сельскохозяйственные Вести» https://agri-news.ru

<< Вернуться на предыдущую страницу



АДРЕС

420059 Республика Татарстан
г.Казань, Оренбургский тракт, 8

КОНТАКТЫ

Email: tipkia@mail.ru
Приемная - (843) 277-51-86
Учебная часть - (843) 277-81-67
Общежитие - (843) 277-81-57


РЕЖИМ РАБОТЫ ИНСТИТУТА


рабочее время с 8 до 17 часов
перерыв на обед с 12 до 12.45



Copyright (c) 2016 Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса
Яндекс.Метрика
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.  Согласен  Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.