Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»
ФГБОУ ДПО «ТИПКА»

ru tt en de fr it


Новости

Продажи органических продуктов в России будут расти

Непростая ситуация в российской и международной экономике может привести к спаду поставок в Россию импортной органической продукции. Смогут ли российские производители успеть заменить зарубежные аналоги и не снизится ли уровень производства и продаж? Эксперты рынка и сами производители прогнозируют, что, скорее, ситуация будет обратной: рост спроса удержится и может усилиться, продажи может ожидать даже взрывной рост. Но многое зависит от поддержки сектора.

С момента принятия закона об органическом производстве российский рынок органики развивался более активно. Если раньше темпы роста спроса были на уровне примерно 8-10 процентов в год, то в 2020-2021 годах продажи стали существеннее: в 2020 году рост спроса составил 16 процентов, в 2021 году - около 12 процентов. Интересно, что этот рост продаж был реакцией не на закон об органике, а на пандемию: люди осели дома, стали больше заботиться о своем здоровье и рационе. И стали покупать более качественную пищу, несмотря на падение доходов.

«Пока мы продолжали видеть, что в основном рост продаж шел за счет импортной продукции. Несмотря на пандемию, она доставлялась на российские полки», - замечает Олег Мироненко, исполнительный директор НОС. Но ситуация в новых реалиях меняется. Обеспечит ли российский рынок необходимый рост продаж, удержит ли растущий спрос?

Сейчас, по данным НОС, органический рынок в РФ превысил отметку в 220 млн евро. Но в 2022 году, если так и не будут запущены механизмы, обозначенные в законе, следует ожидать, с учетом существующих обстоятельств, вероятнее всего дальнейшее уменьшение роста продаж.

В российской органической сфере действует чуть больше 190 компаний – это те организации, которые включены в список Национального органического союза (НОС). Из них 105 компаний имеют российский сертификат и внесены в реестр Минсельхоза РФ. Растениеводческой российской органической продукции в магазинах немного. Мясная и молочная органика - лидеры продаж, но и ее недостаточно. «Для последующего роста рынка этого объема не хватит. Количество скота в этих компаниях сейчас около 20 тысяч голов, а если развивать рынок дальше, этого будет мало. Например, для того, чтобы 10-15% населения питались органикой, потребуется только молочного стала около 500 тысяч голов», - рассуждает Олег Мироненко, исполнительный директор НОС.

Уход органического импорта – есть ли проблема?

Если раньше соотношение органики на российской полке оценивалось как 80 процентов зарубежной продукции и 20 процентов российской, и пока это соотношение не изменилось, то что будет дальше, зависит от целого ряда причин.

Во-первых, мы серьезно зависим от импорта - например, в закупке семян, обеспечении биопрепаратами. Перспектива заменить их на отечественные есть, но не в ближайшем будущем, поясняет руководитель НОС: чтобы создать российский органический семенной фонд, нужно время. Посадить, вырастить, создать семенной реестр, в целом процесс займет 5-6 лет. Техника в основном тоже импортная.

Во-вторых, уход с полки зарубежной органической продукции может негативно повлиять на психологию потребителя. «Покупатель, приходя в магазин, хочет видеть органику во всем. Не только молоко и мясо, но и другие продукты, которые мы не выпускаем. Поэтому и стоит задача максимально заполнить рынок российскими продуктами, но при 105 производителях это будет сложно», - поясняет Олег Мироненко. Есть органика, которую Россия физически не может выпускать: например, кофе, чай, киви, бананы, компоненты для детского питания.

Важно, что пока ни один из ритейлеров не отказался от органической полки. Да, пересматриваются подходы: где-то отказались от отдельной полки и помещают органику среди другой обычной продукции, просто помечая ее. Где-то продолжают поддерживать полку. Но редеющие ряды из-за ухода импортной органики могут спугнуть покупателя.

Цена – фактор, который уже не смущает покупателя

Говоря о дороговизне органических продуктов, рынок по старинке исходит из параметров 2010-2012 годов, когда органика была дороже в 3-5 раз другой продукции. Но ситуация меняется. «В феврале 2022 года мы делали оценку по мясной, молочной и крупяной продукции. И разница в стоимости между однотипными продуктами не столь высока. Например, натуральное (не порошковое) молоко с короткими сроками годности и органическое молоко -   разница между ними составляет от 20 и 60 процентов. По мясу разница примерно такая же, по ряду овощей разница еще ниже», - рассказывает Олег Мироненко.

К тому же пошел рост цен на минеральные удобрения, и цены на индустриальную продукцию начали расти, она начала догонять органическую.

Чтобы сделать органику более доступной, надо увеличивать количество производителей. Это приведет и к развитию органической инфраструктуры, в итоге сделает органику более доступной. Иначе органика так и останется системой питания для слоев богатых и к ним приближенных.

«Почему мы ещё находимся в плену стереотипов в отношении стоимости органической продукции? - задается вопросом Илья Калеткин, основатель и руководитель компании «Аривера». - Сейчас органические продукты реализуются по вполне приемлемым ценам. Конечно, у нас большое количество населения имеет небольшие семейные бюджеты, но уж собственники иномарок и квартир в новых домах однозначно могут найти для себя продукты в сегменте «органик» по адекватной цене».

Задача производителей - поддержать рост спроса, задача государства – поддержать производителей      

А как сами производители оценивают перспективы роста производства, продаж и спроса? Опускать руки не думают! Скажем, как отметил Сергей Ключников, коммерческий директор агрохолдинга «АгриВолга», продуктовая линейка компании не будет сокращаться: «Скорее, в наших планах увеличение производства. Например, недавно мы запустили производство и продажу козьего молока под брендом "Углече Поле". Что касается цен, то в связи с ежегодной инфляцией мы традиционно меняем цены раз - максимум два раза в год. В связи с нынешней обстановкой мы будем принимать решение об индексации цен исходя из конкретной ситуации».

Евгений Шифанов, исполнительный директор и соучредитель компании «Черный хлеб», замечает, что подобную ситуацию мы уже наблюдали в пандемию: «Люди закупаются впрок, товарооборот в первые месяцы увеличивается кратно, а потом наступает затишье». Ожидать ли рывка? Любой бизнес со временем растёт, но темпы роста органического рынка остаются и будут оставаться до 2030 года на уровне 10% в год, полагает Евгений Шифанов, связывая это с низким уровнем информирования о полезности органических продуктов в частности и продвижением рынка в целом.

Если у компании есть не только российский, но и давно признанные международные сертификаты, значит, качество ее продукции проверено очень тщательно, и такие производители должны быть готовы к росту спроса на свою продукцию. Потребители, если они столкнутся с тем, что какие-то их любимые западные бренды исчезли с полок, будут переключаться на российских производителей с международной сертификацией, считает Илья Калеткин.

Но, возможно, ожидание снижения благосостояния населения в целом может сказаться негативно на продажах органики.

«И все же я очень рассчитываю на то, что продажи органических продуктов будут расти, поскольку само понятие «органика» уже становится знакомым все большему кругу потребителей, - полагает Илья Калеткин. - Я даже думаю, что мы, возможно, стоим на пороге взрывного роста спроса на органическую продукцию». Ну а производителям органики надо поддержать этот возможный рост спроса наличием самой органической продукции. Тут возникает другая сложность: мало в России органических производителей. Бизнес боится рисков, поясняет Илья Калеткин, или хочет быстрой прибыли, поэтому и идет в масс-маркет. А в органику идут те, кто готов к сложностям и затратам, думая на несколько шагов вперед.

Глава «Черного хлеба» тоже считает, что органический рынок в России будет только расти. Но чтобы обеспечить рост продаж, нужно обеспечить рост производства, а главное – производителей, и здесь немаловажную роль может сыграть государство, меры поддержки.

Эксперты рынка органики прогнозировали, что к 2030 году органическую продукцию будет потреблять 10% населения России. Но сейчас эта цифра, похоже, неактуальна. «Мы подразумевали, что после принятия закона будут работать разные механизмы на разных уровнях. Но за 5 лет мы мало продвинулись. В лучшем случае мы сможем достичь к 2030 году не 10, а 5 процентов населения, потребляющего органику, это при оптимистичных прогнозах», - считает Олег Мироненко. Оценить рост спроса или его падение будет более реально к осени 2022 года.

Департамент по связям с общественностью и СМИ

Источник: Журнал «Сельскохозяйственные Вести» https://agri-news.ru

<< Вернуться на предыдущую страницу



АДРЕС

420059 Республика Татарстан
г.Казань, Оренбургский тракт, 8

КОНТАКТЫ

Email: tipkia@mail.ru
Приемная - (843) 277-51-86
Учебная часть - (843) 277-81-67
Общежитие - (843) 277-81-57


РЕЖИМ РАБОТЫ ИНСТИТУТА


рабочее время с 8 до 17 часов
перерыв на обед с 12 до 12.45



Copyright (c) 2016 Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса
Яндекс.Метрика
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.  Согласен  Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.