Часть направлений в органике пока не развиты у нас в стране, до недавнего времени их закрывал импорт. Однако сейчас активно открываются новые компании по производству экологически чистой продукции, постепенно заполняются пробелы в законодательстве.
Сейчас на рынке российской органики работает чуть более 190 компаний. Но производителей дикоросов, фруктов и овощей среди них крайне мало, а аквакультура пока вообще не представлена. Развитию этих отраслей в органическом секторе мешает ряд факторов, в том числе пробелы в законодательстве, сложности с сертификацией и отсутствие опыта. Но эксперты рынка смотрят на ситуацию оптимистично.
Дикоросы: новые законодательные возможности
2022 год может стать стартовым для сертификации предприятий, которые хотят заниматься органическими дикоросами. С 1 июня 2022 года вступили в силу изменения в ГОСТ Р 57022 о правилах сертификации дикоросов. Рынок этой продукции начал законодательно регулироваться только с 1 июня 2021 года, когда вступил в силу соответствующий ГОСТ, но там было только описание требований к производству дикоросов.
Теперь должен технически запуститься процесс сертификации производства дикоросов. «Но и с 1 июня мы пока тоже не сможем полноценно работать в секторе дикоросов. Понадобится аккредитация сертификаторов, работающих в этой сфере, а также их обучение работе с темой дикоросов, – поясняет исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко, – Нужна, конечно, и поддержка, субсидий для поддержки производства органической продукции из дикоросов пока нет».
Татьяна Кухоренко, исполнительный директор томской компании «Сава» (выпускают продукцию из дикоросов Сибири и Алтайского края, ягоды, грибы, кедровые орехи и лекарственные травы) замечает, что в России сложно как продавать органическую продукцию из дикоросов, так и собирать сырье: «Например, в нашем регионе очень много комаров и мошки, но репелленты применять нельзя. Сложность сбора приводит к значительному удорожанию продукции».
В целом, по мнению Татьяны Кухоренко, органическая продукция из дикоросов не распространена еще и из-за недостатка информации: у потребителей нет понимания, чем отличается органическая продукция от простой.
Аквакультура: нужны опыт и сертификация
Аквакультура в органике вообще начала развиваться совсем недавно. «В 2022 году мы отмечаем уже столетие органического сельского хозяйства, а в акваорганике первый сертификат в мире на карпа был получен только в 1995 году в Германии от немецкой компании Naturland, которая тогда выпустила первый стандарт. То есть область пока еще не сильно развита и по историческим причинам», – рассказывает Олег Мироненко. А еще в рыбной органике отсутствует понятие единых международных стандартов, так что требования в ряде территорий отличаются. Сегодня в качестве базового рассматривается раздел в европейском регламенте № 848, наиболее проработанный, и многие страны мира ориентируются на него.
«Для развития рыбной органики у нас есть все необходимые природные ресурсы. Но сейчас в России основная проблема – полное отсутствие опыта по производству органической аквакультуры, а это не только сама рыба, но и все, что водится в воде. Мы активно обсуждали это с Росрыболовством, но сдвигов нет», – рассказывает Олег Мироненко. Кроме того, в рыбной промышленности в России нет ни одной компании, которая бы получила европейский или американский сертификат по аквакультуре.
Российских фруктов и овощей на прилавках все больше
Спрос на органические фрукты и овощи растет, но в магазинах их пока недостаточно. «Дело в том, что у нас в 2011-2018 годах были первые попытки сертифицировать сады. Но до получения сертификатов дело не дошло. И из-за отсутствия поддержки и инфраструктуры те, кто начинал это направление, из него ушли», – рассказывает Олег Мироненко. Сложности еще и в отсутствии необходимых технологий, органических саженцев, биологических удобрений и СЗР.
Сейчас появляются новые игроки на этом рынке, это связано с приходом крупного капитала и запуском региональных программ. Например, липецкая компания «Агроном Сад» сертифицировала порядка 100 га садов и ведет активное расширение органического сада. В Воронежской области с запуском региональной программы поддержки появились два крупных игрока по фруктам – «Центрально-Черноземная плодово-ягодная компания» и «Донские сады», здесь сертифицировано уже более 1 тыс га. Краснодарский край тоже недавно заявил о начале сертификации земель под это направление.
Чуть лучше ситуация с овощами: около 10 сертифицированных небольших КФХ работали в этой сфере в России на момент вступления в силу закона об органической продукции. Но объемы их производства были настолько малы, что вход в большие сети оказался невозможен, продажи шли в основном напрямую или через небольшие магазины. Но сейчас тоже идет развитие этого направления. Например, в Краснодаре в КФХ Смирнова А.В. есть уже опыт выращивания органических помидоров, которые сравнялись по цене с неорганическими.
При производстве овощей в закрытом грунте бывает иногда путаница в понимании, что такое органика. «В качестве примера приведу вертикальные фермы, где в качестве грунта используется земля в горшках и других емкостях, то есть она оторвана от основной земли. Но, согласно стандартам, такая почва уже превращается в субстрат, – разъясняет Олег Мироненко. – Тепличные хозяйства, где в качестве основы не используется земля, не могут признаваться органиками, и сертификат они не получат».
Как считает исполнительный директор НОС, если удастся запустить федеральную программу развития сектора, то через 2-3 года уже начнутся интенсивные поставки органических российских овощей и фруктов в магазины, а по себестоимости они смогут сравняться с индустриальными. «Если мы удержим разницу в цене на уровне в 20-30 процентов, то думаю, что органические овощи и фрукты будут продаваться даже лучше индустриальных», – полагает Олег Мироненко.
Источник Новости Своё Фермерство https://svoefermerstvo.ru/news