ИСТОРИЯ
Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного образования
«Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»
Сельское хозяйство всегда являлось сложнейшей системой, в которой одновременно взаимодействуют взаимообуславливающие и взаимодополняющие друг друга подсистемы и законы – природно-климатические, биологические, экономические и другие составляющие. Без познания объективных законов их развития, тенденций сохранить и развить всю эту систему, обеспечить производство достаточных объемов продукции сельского хозяйства и его экономики невозможно.
Для этого требуются адекватные знания, использование которых позволят сельскому населению эффективно использовать искусственное плодородие. Здесь то в полной мере и реализуются народные мудрости такие как, «знание – сила», «сколько знаешь – столько и можешь».
Опираясь на вышеизложенное можно объяснить столетиями низкие урожаи сельскохозяйственных культур в дореволюционной России, а также и в современных реалиях.
Доля сельского населения России в 1913 году составляла 85,5%, которое было практически безграмотное, хозяйство велось за счет увеличения площадей, поголовья скота, птицы, интуитивно, подвергалось постоянно засухе и другим негативным явлениям, что приводило большинство населения к голодному существованию.
Выходом из данного положения стало принятие 26 декабря 1919 года Советом народных комиссаров Декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в соответствии с которым всё население в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте в открываемых во всех населенных пунктах школах грамоты – ликбезах.
Голод 1921 года, реализация новой экономической политики (НЭП), организация колхозов и совхозов ускорили образовательные процессы, создание различных курсов по подготовке кадров массовых профессий, специалистов, руководителей хозяйств.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Так на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б) были приняты меры по ускорению подготовки кадров для народного хозяйства. Принято решение о создании специальных учебных заведений новых профилей, готовивших специалистов для заново создававшихся в стране отраслей промышленности, таких, как авиационная, автотракторная, станкостроительная, химического и сельскохозяйственного машиностроения и многих других. В постановлениях XVI съезда партии, состоявшегося в 1930 г., отмечалось, что нужно развивать краткосрочные формы подготовки и переподготовки кадров. Поэтому подготовка новых технических кадров из среды рабочих и трудящихся, крестьян приобрела исключительную актуальность.
Так, на протяжении 1932-1933 годов в системе аграрного министерства ТАССР было организовано 7 межрайонных колхозных школ, в которых обучали и вели переподготовку по массовым профессиям – полеводов, животноводов, счетоводов, пчеловодов, бригадиров. В связи с отсутствием в этих школах материально-технической базы для подготовки механизаторов и инженерно-технических кадров на базе Верхне-Волжского центра Народного комитета земледелия ТАССР в октябре 1932 года создаются курсы повышения квалификации кадров сельского хозяйства, деятельность которых не прекращалась даже в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, истоки Татарского института переподготовки кадров агробизнеса, как системы переподготовки кадров для сельского хозяйства, берут свое начало еще в период организации колхозов и совхозов, что даёт основания говорить более чем о 90-летней истории институализации переподготовки кадров для аграрной сферы республики.
В целях дальнейшего развития подготовки кадров в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1947 г. «О подготовке руководящих кадров колхозов» были организованы 6-ти месячные курсы по переподготовке председателей колхозов при Татарской двухгодичной государственной школе по подготовке руководящих сельских кадров.
Усложнение сельскохозяйственного производства вызывало диверсификацию и расширение номенклатуры специальностей. К примеру, приказ по Министерству Сельского Хозяйства Татарской АССР № 773К от 3 декабря 1948 года «Об организации двухнедельных курсов для подготовки звеньевых по лесопосадкам в колхозах» расширял переподготовку кадров.
С возникновением новых направлений в развитии сельского строительства появилась необходимость усилить материально-техническую базу школ, совершенствовать формы и сроки обучения. Исходя из данной потребности, в 1961 году была организована одногодичная школа подготовки и повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20.12.1962 года №1322 Бюро Татарского обкома КПСС 15 января 1966 года принимает решение «О дальнейшем улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства», в данном решении было предусмотрено организация школы по переподготовке кадров колхозов и совхозов. В 1976 году создается Татарская школа управления сельским хозяйством, которая в период создания Госагропрома республики (1986 год) переименовывается в «Школу управления АПК».
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 мая 1992 года № 275 «О реорганизации школы управления АПК», Школа управления агропромышленным комплексом преобразовывается в «Татарский институт переподготовки кадров и агробизнеса», что даёт нам возможность в 2022 году отпраздновать свой 30-ти летний юбилей.
В дальнейшем институт неоднократно менял своё название:
• приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 502 институт преобразуется в ФГБОУ ДПОС «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»;
• приказом Минсельхоза России от 25 мая 2011 года № 136 институт переименован в ФГБОУ ДПОС «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»;
• приказом Минсельхоза России от 29 января 2015 года № 21-у переименован в ФГБОУ ДПО «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса.
Таковы этапы становления и 30-ти летного развития одного из ведущих центров дополнительного профессионального аграрного образования страны.
За этот период институт успешно возглавляли такие ректоры, как:
1. Ахмадеев Марсил Гумерович, с 1992 по 1995 годы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Татарстан.
2. Шарипов Салимзян Ахтямович, с 1995 по 2013 годы, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Татарстан, лауреат Государственной премии в области науки и техники.
3. Якушкин Николай Михайлович, с 2013 по 2019 годы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники.
4. Титов Николай Леонидович, с 2019 года по настоящее время, заслуженный работник сельского хозяйства Республики Татарстан.
Ахмадеев М.Г.
Шарипов С.А
Якушкин Н.М.
Титов Н.Л.
Все ректоры внесли неоценимый, достойный вклад в сохранении и развитии, формировании профессиональной команды профессорско-преподавательского состава, сотрудников, материально-технической базы и всей инфраструктуры института.
В настоящее время институт является одним из ведущих центров дополнительного профессионального аграрного образования страны, занимается учебной, научной, инновационной, методической и консалтинговой деятельностью.
Основная цель института в современных условиях заключается в формировании конкурентоспособного научно-образовательного и консалтингового центра, обеспечивающего устойчивое развитие аграрной сферы, занимающегося профессиональной переподготовкой и повышением квалификации руководителей и специалистов АПК в течение всего периода их трудовой деятельности.
Главными задачами Института являются:
• организация и проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий АПК, всех форм хозяйствования, включая ЛПХ, с использованием новейших достижений науки, лучших практик;
• обеспечение роста профессионализма и компетенции кадров, их современной подготовки к выполнению новых трудовых функций, внедрения передовых технологий, профессиональных стандартов в условиях цифровизации отрасли;
• организация и проведение научных исследований, консультационно-внедренческой деятельности с последующим практическим и методическим сопровождением в интересах заказчика;
• подготовка к сертификации органического производства, последующее практическое и методическое сопровождение;
• увеличение производства и продвижение конкурентоспособной продукции животноводства и растениеводства, включая экспортные поставки.
Для реализации поставленных задач в институте выстроена современная система, ориентированная на коммерциализацию и полномасштабную реализацию образовательного, учебно-методического, научного потенциала в интересах устойчивого развития института и аграрной сферы экономики.
Институт осуществляет образовательную деятельность в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования:
1. В сфере высшего образования по подготовке кадров вышей квалификации – Аспирантура по 4 научным специальностям:
• 35.06.01 – Сельское хозяйство;
• 35.06.04 – Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве;
• 36.06.01 – Ветеринария и зоотехния;
• 38.06.01 – Экономика.
С 1 сентября 2022 года образовательная деятельность в сфере высшего образования по подготовке кадров вышей квалификации – Аспирантура в связи с изменением наименований образовательных программ, предусмотренных номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, будет осуществляться:
• 4.1.1 – Общее земледелие и растениеводство;
• 4.2.4 – Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства
• 4.3.1 – Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса;
• 5.2.3 – Региональная и отраслевая экономика.
В настоящее время обучение проходят 43 аспиранта.
2. В сфере дополнительного профессионального образования:
• профессиональная переподготовка проводится по 22 программам профессиональной переподготовки;
• повышения квалификации ведётся по более 40 программам повышения квалификации.
Ежегодно профессиональную переподготовку проходят свыше 2,5 тысяч слушателей.
Особенностью обучения является сбалансированное сочетание теоретического и практико-ориентированного образования в режимах online и offline.
Важнейшими системными результатами за последние годы на уровне института стали:
• устойчивая конкурентоспособность института на рынках образовательных услуги труда;
• более высокая доступность качественного дополнительного профессионального образования для работников системы АПК, в том числе по новым направлениям – управление бизнес-процессами, персоналом, метрология, сельское предпринимательство;
• сформированы механизмы обеспечения финансово-экономической, инфраструктурной устойчивости института;
• увеличение объема средств, поступающих по договорам с предприятиями на выполнение НИР (оказание научно-исследовательских услуг);
• повышение социального статуса и социальной мобильности преподавателей;
• рост числа обучающихся на коммерческой основе;
• доведение соотношения практических и лекционных занятий в пропорции 70 на 30%;
• эффективно работает учебно-методический центр «Органика».
Существенно повышена конкурентоспособность института на рынках образовательных услуг за счет внедрения и дальнейшего развития и совершенствования системы «Электронного института», информатизации всех сфер деятельности института, сопровождение учебного процесса мультимедийными, дистанционными, учебными ресурсами (создание, хранение, демонстрация), взаимодействие преподавателей и обучающихся посредством портальных технологий, электронно-библиотечной системы глобальной системы, а также обеспечение доступа к подписным библиотечным ресурсам, внедрение электронного документооборота и средств поддержки сферы управления института.
В институте работают сильные научно-педагогические кадры, хорошо развита инфраструктура, научно-издательская деятельность. Число публикаций: на elibrary.ru-472; публикаций в РИНЦ-444; публикаций, входящих в ядро РИНЦ-116. Индекс Хирша по всем публикациям: на elibrary.ru-19; по публикациям в РИНЦ-17; по ядру РИНЦ-6. Среднее число цитирований в расчете на одного автора-13,50.
Только за 2020-2022 годы изданы 9 монографий, 7 учебных и учебно-методических пособий (научно-практических), опубликовано более 150 научных статей в различных научных изданиях. Подготовлены и успешно защищены по различным научным специальностям, 1-доктор наук, 4-кандидата наук.
Для повышения имиджа института и обмена опытом профессорско-преподавательского состава института с ведущими российскими и зарубежными учёными, особое внимание уделяется организации и проведению Международных научно-практических конференций, так за 30-тилетие в институте проведено: 18 – Международных; 6 – Всероссийских; 2 – Региональные научно-практические конференций. Ежегодно вузом проводятся специализированные семинары и круглые столы, где принимают участие около 3 тыс. научных работников, специалистов АПК и глав поселений.