Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»
ФГБОУ ДПО «ТИПКА»

ru tt en de fr it


Новости

Правительство не поддержало регулирование торговых наценок на продукты питания

Ценовая ситуация на продовольственном рынке сейчас стабильна

Инициатива Госдумы ограничить торговые наценки на продукты питания первой необходимости не нашла поддержки у регуляторов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на ответ Минсельхоза на постановление Госдумы по итогам доклада главы агроведомства Дмитрия Патрушева, сделанного в конце 2022 года. Тогда Госдума рекомендовала правительству рассмотреть вопрос об ограничении торговых наценок на продукты первой необходимости на уровне 10-15%.

Министерство не видит необходимости в таком регулировании и считает, что дополнительное вмешательство государства в отрасль может только «дестабилизировать экономику, лишив стимула для деятельности производителей и продавцов, привести к снижению налогов и дефициту товаров».

В Минсельхозе «Коммерсанту» уточнили, что ценовая ситуация на продовольственном рынке сейчас стабильна. В Минпромторге считают, что жесткое госрегулирование цен на постоянной основе способно оказать негативное влияние на экономику. В ФАС отметили, что добровольные обязательства сетей позволили снизить наценку по позициям «первой цены» 25 социально значимых продуктов до минимума.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Станислав Богданов считает, что инструменты саморегулирования в сфере ритейла являются более эффективными. Например, X5 Group добровольно приняла на себя обязательство по ограничению наценки на группу социально-значимых товаров. «Мы устанавливаем минимальную наценку на такие товары, перенимая на себя различные издержки», — сказал он «Агроинвестору».

Глава президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев сказал «Агроинвестору», что поддерживает позицию Минсельхоза в данном вопросе. «Многолетний опыт мировой практики подтверждает, что прямое постоянное госрегулирование наценок неэффективно для решения социальных задач. Такая политика применялась в ряде европейских стран в 1950-е годы, в частности, во Франции. Она показала свою несостоятельность как с точки зрения обеспечения доступности продуктов и товаров первой необходимости для всех групп населения, так и с точки зрения поддержки агросектора», — отметил Караваев.

По его словам, чтобы стимулировать производителей и торговлю снижать цены хорошо себя зарекомендовали инструменты косвенного регулирования: таргетированное налогообложение, вплоть до пониженной ставки НДС на социально значимые товары, гибкая кредитная и налоговая политика, льготные условия аренды, а также мониторинг цен для антимонопольного контроля. 

Караваев считает, что самыми эффективными способами сдерживания цен являются рыночная конкуренция, разнообразие видов и форматов торговой деятельности и ориентация производителей и торговых сетей на покупательную способность населения. Также он отметил, что в России уже есть инструмент временного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Однако благодаря слаженным действиям государства и бизнеса и ответственному подходу ритейла необходимости в применении данного механизма не возникало.

Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов отметил, что все предыдущие попытки регулирования цен в среднесрочной и долгосрочной перспективах не давали ощутимых результатов и сопровождались сокращением ассортимента и возникновением локального дефицита на полке. «Такие риски всегда присутствуют при внедрении механизмов внешнего регулирования. Рыночные методы, в основе которых лежит здоровая конкуренция, традиционно вносят меньше искажений в бизнес-процессы как сетей, так и поставщиков», — сказал он «Агроинвестору».

По его мнению, в текущей экономической ситуации со стороны государства необходимы меры, направленные на поддержку населения, например, оказание адресной помощи малоимущим гражданам. Это могло бы стать альтернативной регулированию цен, исключило бы риски ухода с рынка тех или иных игроков, и имело бы более позитивные эффекты для потребителей.

Леонов также указал на важность того, чтобы все участники рынка на практике внедряли нормы саморегулирования, прописанные в КДП и решениях комиссии по его применению. В частности, долгосрочное планирование поставок, которое сегодня применяется крайне редко, избавит участников рынка от необходимости закладывать риски в цену товара, считает он. 

В перечень социальных продуктов питания первой необходимости, утвержденный правительством, входят 24 позиции, в том числе отдельные виды мяса (куриное мясо, говядина и свинина на кости), мороженая неразделанная рыба, сливочное и подсолнечное масло, питьевое молоко, яйца, хлеб и мука, крупы (пшено, рис, гречка), овощи (картофель, белокочанная капуста, лук и морковь), яблоки. Правительство может вмешаться в ценообразование, если какой-то продукт из списка подорожал в одном из регионов более чем на 10% в течение 60 дней, для него могут установить предельные розничные цены на срок до 90 дней.

Источник и фото:с сайта Агроинвестор https://www.agroinvestor.ru/ Екатерина Шокурова

Предыдущие попытки регулирования цен в среднесрочной и долгосрочной перспективах не давали ощутимых результатов

Фото: Е. Разумный

<< Вернуться на предыдущую страницу



АДРЕС

420059 Республика Татарстан
г.Казань, Оренбургский тракт, 8

КОНТАКТЫ

Email: tipkia@mail.ru
Приемная - (843) 277-51-86
Учебная часть - (843) 277-81-67
Общежитие - (843) 277-81-57


РЕЖИМ РАБОТЫ ИНСТИТУТА


рабочее время с 8 до 17 часов
перерыв на обед с 12 до 12.45



Copyright (c) 2016 Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса
Яндекс.Метрика
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.  Согласен  Чтобы узнать больше об их использовании, нажмите здесь.